Урок народные средства в лечении

Автор: | 11.10.2018

Урок окружающего мира на тему «Болезни современного общества. Научная конференция «Осторожно, грипп!»

Цели и задачи урока:

  • Способствовать формированию и развитию знаний о гриппе, симптомах болезни, лечению и профилактике
  • Совершенствование приемов поиска информации с помощью разных источников информации

Мотивация и актуализация знаний

– Чего желают люди друг другу, произнося эти слова при встрече?

– И это не случайно. Ведь ещё очень давно говорили: «Здоровья не купишь», «Дал бы здоровья, а счастья найдёшь». Что может повлиять на состояние здоровья?

– Продолжите высказывания:
Когда я здоровый… (какой и что делаю)
Когда я больной… (какой и что делаю)

– Из ваших высказываний понятно, что лучше быть здоровым, чем больным. Наступила зима, за окном похолодало. Это время года всегда связано с всплеском простудных и вирусных заболеваний. Количество заболеваний возрастает с каждый днем. Организм человека не всегда может вовремя дать отпор болезни.

– Люди желают друг другу здоровья.

– Образ жизни, состояние окружающей среды – природы, питание.

Определение темы и постановка цели урока

– Чтобы не омрачить себя и своих близких болезнью и помочь иммунитету бороться с вирусными инфекциями, достаточно соблюдать простые правила. У нас еще есть время подготовиться к удару вирусов. На уроке мы обсудим причины возникновения, способы лечения, меры профилактики болезни.
(Заранее дети разделись на группы, выбрав себе роль участника конференции – вирусологи, врачи (традиционная медицина), травники (народные средства лечения. Кроме того выбирается группа редакторов, которая в процессе выступления участников будет выпускать листок здоровья. Каждая группа получила задание: используя различные источники информации, собрать сведения о болезни и ее лечении, в зависимости от выбранной роли)

Первичное усвоение новых знаний

– Чтобы бороться с болезнью, нужно все знать о ней. О возбудителях болезни нам сегодня расскажут ученые, которые занимаются этой проблемой – вирусологи.

– У кого возникли вопросы, задавайте их.

– Какие источники информации вы использовали при подготовке к работе?

– Эти красивые и необычные фигуры, похожие на неземные существа или невиданные планеты, ни что иное как – вирусы гриппа. Название болезни происходит от русского слова «хрип» — звуки, издаваемые больными. Оно распространилось в европейские языки в 1756—1763. Затем произошло вторичное заимствование уже в русский язык от французского «grippe». Вирус гриппа имеет сферическую форму, на поверхности которой имеются «шипы».
Учёные выделяют три основных разновидности вируса гриппа – А, В и С. Вирус гриппа А – самый коварный, именно он, постоянно меняясь, вызывает заболевание в средней или сильной форме тяжести, поражая как человека, так и многих животных. Именно вирусы гриппа А ответственны за появление тяжелых эпидемий. Вирус гриппа В, как и вирус гриппа А, способен изменять свою структуру. Однако эти процессы выражены менее четко, чем при гриппе типа А. Вирусы типа В не вызывают эпидемий. Вирусы гриппа В циркулируют только среди людей (чаще вызывая заболевание у детей). Вирус гриппа С достаточно мало изучен. Инфицирует только человека. Симптомы болезни обычно очень легкие, либо не проявляются вообще. Он не вызывает эпидемий и не приводит к серьезным последствиям. Чаще эта разновидность гриппа встречается у детей.

Ежегодно в мире заболевают до 500 миллионов человек, 2 миллиона из которых умирают. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппом (данные ВОЗ). Передача инфекции осуществляется воздушно–капельным путем. Вирус со слизистых дыхательных путей при дыхании, чихании, кашле, разговоре выделяется в огромной концентрации и может находиться во взвешенном состоянии несколько минут. Также существует вероятность передачи инфекции через предметы обихода, соски, игрушки, белье, посуду.

Выделяются следующие симптомы гриппа: резкий подъем температуры тела (в течение нескольких часов) до высоких цифр (38-40 °С), озноб, головокружение , боль в мышцах, слабость, головная боль.
В 1918 – 1920 гг. печально известная «Испанка» унесла по самым скромным подсчетам более чем 20 миллионов жизней. В 1957 – 1958 гг. от «Азиатского гриппа» только в США погибло более 70 тысяч человек. В 1968 – 1969 гг. случился средний по тяжести «Гонконгский грипп», от которого погибло более 34 тысяч человек. Возникшая пандемия «птичьего гриппа» по данным различных источников унесла жизни около 40 миллионов человек. Большинство умерших – здоровые молодые люди в возрасте от 25 до 45 лет, что является чрезвычайно тревожным признаком.
(Дети задают вопросы, участники группы отвечают)

– Для выступления мы использовали специальную литературу и энциклопедии, т.к. информация, которую мы искали, носит научный характер.

Натуральные средства для лечения пигментных пятен

Из этого видео вы узнаете:

-Из-за чего появляются пигментные пятна?

-Как бороться с ними в домашних условиях?

Задание для Вас:

Напишите в комментариях:

— Как у вас получилось сделать упражнение, что вы почувствовали?

После просмотра этих видеоуроков, у Вас уйдет тяга к сладкому, мучному, Вы избавитесь от целлюлита и пищевой зависимости.

Галина Николаевна запустит заложенный в Вас механизм на похудание и обретение идеального веса.

Далее Ваше тело начнет худеть само без Вашего сознательного участия.

Если вам понравилось это видео, кликните и поделитесь им:

План-конспект на тему:
Дискуссия на тему: «ОРВИ. Народные средства при простудных заболеваниях. Как лечились наши бабушки?»

Простудные заболевания — это многочисленные острые респираторные инфекционные заболевания (ОРВИ) и разнообразные обострения хронических заболеваний верхних дыхательных путей. Вирусы – основная причина простудных заболеваний, ОРВИ, и могут осложниться тяжелой инфекцией — гриппом.

Простуда вызвана не переохлаждением, как считали наши бабушки, а микробами и вирусами. Просто переохлажденный организм имеет сниженный иммунитет, что может способствовать быстрому заболеванию ОРВИ у детей.

Профилактика ОРВИ имеет огромное значение, но следует запомнить, что меры профилактики должны быть регулярными, постоянными, иначе однодневное закаливание или прогулка один раз в неделю не принесут желаемого результата.

Часто или редко, но все дети болеют простудными заболеваниями. Сокровенная мечта родителей – всегда здоровые дети! Для этого мало одного желания – нужна регулярность и постоянство в проведении профилактики заболеваний ОРВИ у детей.

Меры профилактики простудных заболеваний:

здоровый образ жизни;

Понятие «здоровый образ жизни» включает сбалансированное рациональное питание, здоровый сон, в любую погоду (дождь, снег, ветер, туман) частые прогулки принесут лишь пользу.

1) Для повышения сопротивляемости организма вирусным заболеваниям, необходима профилактика простудных заболеваний у детей. И прежде всего — ребёнка надо закалять: обтирание сырым прохладным полотенцем, обливание водой, плавание в бассейне. Это поднимет тонус и развитие мышц ребенка, улучшит работу сердечно-сосудистой системы и прекрасно усилит иммунитет.

2) Профилактика инфекционных заболеваний у детей включает личную гигиену – необходимо приучить ребенка часто мыть руки, 2-3 раза промывать нос соленой водой, полоскать рот , избегать контактов с больными людьми – это приведет к сокращению числа простуд.

3) Народные средства – морсы из черной смородины, клюквы, настой шиповника, чай с лимоном, медом, травами (эхинацея, малина, эвкалипт. шалфей), чеснок, лук, квашенная капуста — помогут в борьбе с вирусами и микробами.

4) Поливитамины — прекрасное профилактическое средство. Прием вовнутрь одного грамма Аскорбиновой кислоты 1-2 раза в день отлично повысит иммунитет у детей.

5) Для профилактики простудных заболеваний у детей и их лечения следует использовать рекомендованные современной медициной такие гомеопатические средства, как анаферон, афлубин, арбидол, виферон и пр. Они созданы на основе интерферона и обладают противовирусным эффектом.

6) Самый эффективный способ профилактики вирусных заболеваний у детей – прививка. Вакцинацию можно проводить только здоровому ребенку, минимум через две недели после выздоровления.

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО ЦВР Кашарского района

Дискуссия на тему:

Народные средства при простудных заболеваниях.

Как лечились наши бабушки? »

Педагог дополнительного образования

Полякова Виктория Ивановна

Простудные заболевания — это многочисленные острые респираторные инфекционные заболевания (ОРВИ) и разнообразные обострения хронических заболеваний верхних дыхательных путей. Вирусы – основная причина простудных заболеваний, ОРВИ, и могут осложниться тяжелой инфекцией — гриппом.

Простуда вызвана не переохлаждением, как считали наши бабушки, а микробами и вирусами. Просто переохлажденный организм имеет сниженный иммунитет, что может способствовать быстрому заболеванию ОРВИ у детей.

Профилактика ОРВИ имеет огромное значение, но следует запомнить, что меры профилактики должны быть регулярными, постоянными, иначе однодневное закаливание или прогулка один раз в неделю не принесут желаемого результата.

Часто или редко, но все дети болеют простудными заболеваниями. Сокровенная мечта родителей – всегда здоровые дети! Для этого мало одного желания – нужна регулярность и постоянство в проведении профилактики заболеваний ОРВИ у детей.

Меры профилактики простудных заболеваний:

здоровый образ жизни;

Понятие «здоровый образ жизни» включает сбалансированное рациональное питание, здоровый сон, в любую погоду (дождь, снег, ветер, туман) частые прогулки принесут лишь пользу.

1) Для повышения сопротивляемости организма вирусным заболеваниям, необходима профилактика простудных заболеваний у детей. И прежде всего — ребёнка надо закалять: обтирание сырым прохладным полотенцем, обливание водой, плавание в бассейне. Это поднимет тонус и развитие мышц ребенка, улучшит работу сердечно-сосудистой системы и прекрасно усилит иммунитет.

2) Профилактика инфекционных заболеваний у детей включает личную гигиену – необходимо приучить ребенка часто мыть руки, 2-3 раза промывать нос соленой водой, полоскать рот , избегать контактов с больными людьми – это приведет к сокращению числа простуд.

3) Народные средства – морсы из черной смородины, клюквы, настой шиповника, чай с лимоном, медом, травами (эхинацея, малина, эвкалипт. шалфей), чеснок, лук, квашенная капуста — помогут в борьбе с вирусами и микробами.

4) Поливитамины — прекрасное профилактическое средство. Прием вовнутрь одного грамма Аскорбиновой кислоты 1-2 раза в день отлично повысит иммунитет у детей.

5) Для профилактики простудных заболеваний у детей и их лечения следует использовать рекомендованные современной медициной такие гомеопатические средства, как анаферон, афлубин, арбидол, виферон и пр. Они созданы на основе интерферона и обладают противовирусным эффектом.

6) Самый эффективный способ профилактики вирусных заболеваний у детей – прививка. Вакцинацию можно проводить только здоровому ребенку, минимум через две недели после выздоровления.

Дети, посещающие школы и другие общественные места, больше подвержены простудным заболеваниям, так как они передаются воздушно-капельным путем. В закрытых помещениях, где скапливается много людей, вирусы и бактерии разносятся молниеносно. Поэтому профилактика простудных заболеваний в детских общественных учреждениях имеет огромное значение для снижения риска заболеваний.

Профилактика ОРВИ в ДОУ значительно снижает риск заболевания ОРВИ и включает следующие мероприятия:

Выполнение санитарно-гигиенических требований- уборка и проветривание помещений, мытье игрушек, санация Профилактика ОРВИ воздуха бактерицидными лампами, ионизаторами.

Организация полноценного и разнообразного рациона питания детей – правильное соотношение белков, жиров и углеводов, обогащение рациона витаминами , минеральными солями и микроэлементами. Особое внимание необходимо уделить борьбе с перекармливанием детей углеводистой пищей — это повышает риск заболеваний ОРВИ и протекает в более тяжелой форме.

Физическая активность (утренняя зарядка., подвижные игры на участке) способствует укреплению и развитию сердечно-сосудистой , центральной нервной и дыхательной систем, развитию моторики, костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки и способствуют значительному снижению заболеваемости детей.

Закаливание: круглый год дневной сон должен быть с открытыми окнами в помещениях, летом необходимо устраивать игры детей с водой, игры в плескательных бассейнах.

Ингаляции – чеснок или лук мелко нарезают и помещают в пластиковый контейнер из –под «Киндер-сюрприза, предварительно проделав дырочки), и подвешивают на как кулончик. Мелко нарезанный чеснок и лук в нескольких блюдечках расставляют по комнате – фитонциды, выделяемые чесноком и луком, способствуют выработке интерферона в носоглотке ребенка и это защищает клетки от вирусов.

Изоляция больных детей.

Вывод: организм ребенка может справиться со всеми напастями, если родители и воспитатели создадут благоприятные условия для повышения иммунитета, чем снизят риск заболеваний ОРВИ, ведь всем хорошо известно «Болезнь легче предупредить , чем излечить».

Общие принципы лечения гриппа и ОРВИ

Другие публикации:  Народная медицина при гепатите и

Необходимо отметить, что самолечение при гриппе недопустимо, особенно для детей и лиц пожилого возраста. Предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными. Только врач может правильно оценить состояние больного. Поэтому необходимо сразу вызвать врача. Лекарственные препараты должен назначить врач. Какие медикаменты нужны ребенку — решает врач в зависимости от состояния организма. Выбор и назначение лекарств зависят также от признаков и тяжести заболевания.

Режим больного должен соответствовать его состоянию — постельный в тяжелых случаях, полупостельный при улучшении состояния и обычный — через один-два дня после падения температуры. Температура в комнате должна быть 20-21ºС, а во время сна — ниже; частое проветривание облегчает дыхание, уменьшает насморк.

Не спешите снижать температуру, если она не превышает 38°С, так как это своеобразная защитная реакция организма от микробов.

Питание не требует особой коррекции. Если ребенок не ест, не надо настаивать — при улучшении состояния аппетит восстановится.

Питьевой режим имеет немаловажное значение. Больной теряет много жидкости с потом, при дыхании, поэтому он должен много пить: чай, морсы, овощные отвары. Растворы для приема внутрь, продающиеся в аптеках, лучше давать пополам с чаем, соком, кипяченой водой.

Повторный вызов врача необходим в следующих ситуациях: сохранение температуры выше 38°С в течение двух-трех дней после начала лечения, усиление беспокойства или чрезмерной сонливости, появление рвоты и нарушения сознания, появление признаков стеноза гортани или пневмонии.

Больной должен быть изолирован сроком на 7 дней, в домашних условиях – в отдельной комнате.

Предметы обихода, посуду, а также полы протирать дезинфицирующими средствами, обслуживание больного проводить в марлевой повязке в 4-6 слоев

Существует множество методов, позволяющих побороть первые симптомы недомогания и температуры, используя натуральные средства и продукты. Народная медицина предполагает фитотерапию, лечение чаем и горячим молоком.

  1. Малина. Лечение малиной рекомендуют даже медики. В ягоде содержится много витаминов, оказывающих противовоспалительное, иммуностимулирующее и жаропонижающее действие. Ее употребляют в свежем или замороженном виде, а также в качестве варенья, добавляемого в крепкий горячий чай. На одну кружку чая достаточно 1-2 чайных ложки малинового варенья. Принимать такое народное лекарство следует несколько раз в день. Перед сном отлично подойдет отвар или чай с добавлением ромашки, в которые вводится малина.
  2. Молоко с медом. Этот рецепт борется в основном с температурой и общим недомоганием. Для его приготовления следует вскипятить молоко, снять с него пенку, и добавить в горячий напиток жидкий натуральный мед. Тщательно перемешать и выпить перед сном.
  3. Молоко с луком. Луковое молоко, вопреки не самому приятному сочетанию, является достаточно вкусным напитком. Особенно хорошо он справляется с кашлем, устраняя также симптомы со стороны общего состояния. Для его приготовления, следует нарезать репчатый лук кольцами, или положить в емкость половину очищенной луковицы. Залить в емкость молоко, довести до кипения на медленном огне, затем снять и процедить. Этот рецепт поможет смягчить кашель, особенно если выпить его перед сном. Напиток также обладает муколитическим эффектом, что особенно полезно при наличии сухого кашля.
  4. Лимонный сок с медом. Для этого понадобится свежевыжатый лимонный сок, который следует смешать с 1 ст.л. коньяка и 1 ст.л. меда. Тщательно перемешать ингредиенты до получения однородной консистенции, дать настояться сутки в сухом прохладном месте. Принимать нужно по 1 ст.л. микстуры несколько раз в день.
  5. Фитотерапия. Для приготовления лечебного напитка, нужно 25 г липового цвета, который можно приобрести у гомеопатов и травников. Смешать с плодами сушеной малины (можно заменить малиновым вареньем), залить 0,5 литров сухого кипятка, накрыть емкость тканью или крышкой, дать настояться по крайней мере полчаса. Пить ограниченными порциями, примерно по 1/4 стакана 3-4 раза в день.
  6. Овощной сок. Речь идет о свежевыжатом соке из качественных овощей. Для этого понадобится свекла, черная редька и морковь в равных пропорциях (по 100-200 г каждого). Выжать из овощей сок, процедить его и принимать по 1 ст.л. трижды в день, во время приема пищи или перед ним.
  7. Чеснок и лук. Ни для кого не секрет, что именно чеснок и лук обладают иммуностимулирующим и противомикробным действием. Фитонциды и флавоноиды, содержащиеся в этих продуктах, помогают излечить любое вирусное и простудное заболевание. Для приготовления лекарства, измельчите чеснок в чесночнице, чтобы получилась кашица с обильным содержанием сока. Размешайте с 3 ст.л. жидкого меда и принимайте такое лекарство по 1 ч.л. несколько раз в день, запивая большим количеством теплой дистиллированной воды.

Все эти рецепты могут применяться как лечение ОРЗ у взрослых и детей. Однако при лечении детей следует избегать как готовых, так и народных средств, которые содержат этиловый спирт.

Лечение при ОРЗ и ОРВИ часто бывает направлено на острый синусит, который доставляет наиболее большой дискомфорт и снижает качество жизни. Для его лечения можно самостоятельно изготовить капли и настои, которые следует вводить в носовые ходы посредством специальной пипетки.

  • Масляные капли. Для лечения насморка при ОРЗ особенно подойдут концентрированные масляные растворы. Можно смешать оливковое, персиковое или ментоловое масло с одной каплей эфирного масла иланг-иланга, кедра или эвкалипта. Тщательно перемешать масляную смесь с водой и закапывать в носовые ходы.
  • Сок свеклы. От ринита, даже если он приобрел хроническую форму, отлично помогает сок свеклы. Для этого нужно отжать и процедить овощной сок, смешать его с эфирным маслом эвкалипта и медом, закапывать в носовые ходы и закрывать их ватными тампонами на 10-15 минут. В это время желательно принимать горизонтальное положение тела.
  • Прополис. Отлично справляется с насморками, в том числе, осложненными. Для этого необходимо приобрести или изготовить самостоятельно спиртовую концентрированную настойку прополиса (3%), смачивать в ней ватные диски или тампоны и обрабатывать носовые ходы.
  • Сода и соль. Морская соль и обычная пищевая сода отлично помогают при насморке. Для этого необходимо смешать 1/2 ч.л. морской йодированной соли, 1 ч.л. соды и 0,25 л воды. Перед применением смесь нужно активно взбалтывать. Ею следует промывать носовые ходы. Также лекарство эффективно для полоскания горла при простуде.

От кашля хорошо помогают различные ингаляции. Часто люди обращаются к обычному вареному картофелю. Картофель отваривается в кастрюле, после чего необходимо накрыть голову полотенцем и дышать паром не менее 15 минут. В ингаляции можно добавлять эфирные масла, особенно подходит ментоловое, кедровое и эвкалиптовое. Можно использовать черную редьку, вырезав ее сердцевину и залив туда мед. Такое средство необходимо настоять и принимать по 1 ст.л. 2 раза в день.

Лечение корнем имбиря

На востоке имбирь по праву считается «Корнем жизни». Его принимают для лечения множества заболеваний. В России имбирь используется для профилактики и лечения респираторных заболеваний. Эффект от приема имбирных напитков наступает крайне быстро, этим средством можно вылечить простуду за 2-3 дня, если вовремя обнаружить первые ее симптомы. Для того, чтобы приготовить имбирный напиток, понадобится купить корень имбиря (обычная сушеная приправа в пакетике не подойдет, ровно как консервированный имбирь для японских блюд). Очистить его от кожуры, измельчить мякоть любым удобным способом. Примерно 2 ст.л. измельченного корня имбиря смешать с сухим листовым чаем, залить крутым кипятком и дать настояться. В напиток можно добавлять сок половины лимона или грейпфрута. Отлично подойдет малиновое варенье и мед. Такой чай следует заваривать и пить в течение всего дня, и спустя несколько дней простуда отступит. Особенно эффективен имбирь для снятия симптомов со стороны дыхательных органов — насморка, кашля и болезненности в горле.

Лечение ребенка при простуде

Дети достаточно сильно подвержены респираторным заболеваниям, особенно если они получают с питанием недостаточное количество витаминов и микроэлементов, или их иммунитет ослаблен. Лечение ОРЗ у детей также можно производить посредством народной медицины. Однако при терапии нужно использовать исключительно один метод, не комбинируя народное лечение с лекарственными препаратами.

Для лечения ребенка также подойдут все вышеописанные методы. Для грудничков следует добавить еще несколько рецептов:

  • Растворить 1 ч.л. натурального меда в стакане теплой воды. Размешать, смочить тампоны и заложить в нос малышу на несколько минут.
  • Чесночную мякоть залить водой, размешать ингредиенты и быстро закапать ребенку в обе ноздри. Это необходимо делать дважды в день.
  • При насморке следует растопить жирное натуральное коровье масло и закапать в нос ребенка. Следить за тем, чтобы масло не было горячим. Процедуру необходимо проделывать утром и вечером.

Урок. «Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами».

» Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами. «

9 класс.

Тема: Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся о болезнях органов дыхания путем самостоятельной работы с дополнительной литературой. Закрепить основные понятия и знания о гигиене дыхания. Формировать умение лечить заболевания органов дыхания средствами народной медицины. Научить технике использования горчичников и накладывания компрессов. Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

2. Формировать у учащихся способности и желание воспринимать себя как личность. Развивать словесно-логическое мышление, устную связную речь, долговременную память. Корригировать недостатки психического развития учащихся.

3. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки, добропорядочность, гуманность, желание помогать людям. совершенствовать умение общаться во время обсуждения изучаемого материала.

Оборудование: кроссворд, таблица « Сердце пожеланий», карточки, газета « лекарственные растения», марлевые повязки, натуральные лекарственные растения (шиповник, калина, липа, чабрец, календула, алое, и т.д. ), медали « Народный целитель», лечебные средства ( бинт, горчичники, йод, ингалятор, спирт и др. ), муляж человека, учебники, инструкционные карты.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: конференция.

Ход урока.

Подготовительная часть.

1. Вступительное слово учителя.

Дети, наш урок сегодня пройдет в форме конференции. Представьте себе, что вы врачи и собрались на конференции для расширения своих знаний о средствах народной медицины. Я буду выполнять роль профессора, а присутствующие гости будут слушателями Наша конференция посвящается народной медицине. Вы должны быть очень активными, чтобы получить звание « Народный целитель». Также нужно выразительно и правильно читать, давать полные и правильные ответы на вопросы, быть внимательными.

2. Сообщение темы и задач урока.

Тема нашей конференции « Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами ».

Задачи для учащихся:

1. Давать полные и правильные ответы на вопросы, творчески мыслить.

2. Расширить знания о причинах возникновения болезней органов дыхания и способах их предупреждения.

3. Научиться технике использования горчичников и накладывания компрессов.

4. Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

3. НПП ( кроссворд)

— Сейчас проведем разминку и проверим уровень ваших знаний о болезнях органов дыхания.

— Назовите органы дыхания.

Что бы разгадать кроссворд, вы должны по симптомам определить название болезни.

1. Вызывает воспаление слизистой оболочки трахеи ( Трахеит)

2. Заболевание, которое вызывает воспаление плевры. Наблюдается боль вовремя глубокого дыхания, кашля. ( Плеврит)

3. Острое, инфекционное заболевание, которое вызывает воспаление легких.

4. Возбудителем этого заболевания является палочка Кока. ( Туберкулез)

5. Воспаление бронхов с поражением слизистой оболочки. ( бронхит)

6. Эту болезнь вызывают микроскопически малые вирусы. ( Грипп)

— Назовите ключевое слово кроссворда. ( Болезнь )

— Эти болезни являются причиной заболевания, каких органов?

Основная часть.

1. Проверка Д/З.

А) Индивидуальная работа с карточками. Учащиеся работают самостоятельно.

Б) Групповая работа.

Сейчас проверим, как вы в группах самостоятельно подобрали и проработали материал о гриппе и подготовили вопросы по этому материалу.

( Учащиеся из каждой группы читают подготовленный материал и обсуждают с помощью вопросов )

Проверяю работу с карточками.

— Какие органы дыхания вы выбрали и подчеркнули?

2. « Сердце пожеланий»

Предлагаю учащимся написать на маленьких сердечках пожелания больным людям и поддержать их в трудную для них минуту. Эти пожелания крепим к большому « сердцу пожеланий» и передаем его в больницу больным людям.

3 Работа парами.

Повторить слова: вакцинация, прививки, иммунитет.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

1. В период эпидемии необходимо проводить соответствующую вакцинацию ( противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную). Объясни.

2. В это время не желательно посещать людные места ( концертные залы, театры, и т. д.) Объясни почему?

3. Придерживайся правил личной гигиены. Каких?

4. Не уклоняйся от диспансерного обследования. Почему?

Другие публикации:  Целебные свойства каланхоэ

5. Повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям с помощью закаливания, физической нагрузки, витаминного питания. Зачем?

Учащиеся работают парами, читают и объясняют прочитанное.

4 Физминутка.

Разучиваем упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

5 Работа с газетой « Лекарственные растения».

Для народных методов лечения в первую очередь относится лечение лекарственными растениями. Давайте рассмотрим лекарственные растения и вспомним, какие болезни можно ими вылечить? ( мать-и-мачеха, зверобой, черника, ландыш и т.д.)

6. Работа с натуральными объектами.

Предлагаю учащимся рассмотреть натуральные лекарственные растения и приготовить лечебное средство.

А) Приготовление лекарственного чая с липой, калиной, шиповником, чабрецом.

Б) Приготовление сиропа с черной редькой.

В) Приготовление витаминного средства с калиной, лимоном, шиповником.

Г) Использование лука, чеснока, алое, каланхое.

Д) Ингаляции. ( показываю ингалятор и объясняю как им пользоваться).

7. Практическая работа.

Накладывание горчичников и компрессов.

Выполняем практическую работу с помощью инструкционных карт.

1. Прочитаем последовательность накладывания горчичников.

Ученик на муляже показывает как нужно поставить горчичники.

2. Прочитаем о последовательности накладывания компрессов.

Определяемся, что нужно взять для накладывания компресса. Ученик выполняет накладывание компресса на муляже.

Закрепление.

Работа с карточками в группах.

Разложите карточки в правильной последовательности ( накладывание горчичников и компрессов). Дети выполняют работу самостоятельно в группах. Проверяем выполненную работу.

Заключительная часть.

1. Объяснение Д/З.

Стр. 84-86 читать и с помощью карточек записать несколько методов лечения органов дыхания. Индивидуальная работа: читать стр.84-86 и списать с карточек один метод лечения.

2. Итог урока.

Игра « Интервью»

— Назовите тему конференции.

— Чему вы научились во время конференции?

— Справились ли мы со всеми задачами, которые перед нами стояли?

3. Огласить и прокомментировать оценки.

Молодцы, вы хорошо работали, получили много знаний о народных методах лечения органов дыхания, поэтому вы заслуживаете на звание « Народный целитель».

( Награждаю учащихся медалями.)

Просмотр содержимого документа
«Урок. «Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами».»

» Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами. «

Тема: Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами.

Задачи: 1. Расширить знания учащихся о болезнях органов дыхания путем самостоятельной работы с дополнительной литературой. Закрепить основные понятия и знания о гигиене дыхания. Формировать умение лечить заболевания органов дыхания средствами народной медицины. Научить технике использования горчичников и накладывания компрессов. Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

2. Формировать у учащихся способности и желание воспринимать себя как личность. Развивать словесно-логическое мышление, устную связную речь, долговременную память. Корригировать недостатки психического развития учащихся.

3. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки, добропорядочность, гуманность, желание помогать людям. совершенствовать умение общаться во время обсуждения изучаемого материала.

Оборудование: кроссворд, таблица « Сердце пожеланий», карточки, газета « лекарственные растения», марлевые повязки, натуральные лекарственные растения (шиповник, калина, липа, чабрец, календула, алое, и т.д. ), медали « Народный целитель», лечебные средства ( бинт, горчичники, йод, ингалятор, спирт и др. ), муляж человека, учебники, инструкционные карты.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: конференция.

1. Вступительное слово учителя.

Дети, наш урок сегодня пройдет в форме конференции. Представьте себе, что вы врачи и собрались на конференции для расширения своих знаний о средствах народной медицины. Я буду выполнять роль профессора, а присутствующие гости будут слушателями Наша конференция посвящается народной медицине. Вы должны быть очень активными, чтобы получить звание « Народный целитель». Также нужно выразительно и правильно читать, давать полные и правильные ответы на вопросы, быть внимательными.

2. Сообщение темы и задач урока.

Тема нашей конференции « Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами ».

Задачи для учащихся:

1. Давать полные и правильные ответы на вопросы, творчески мыслить.

2. Расширить знания о причинах возникновения болезней органов дыхания и способах их предупреждения.

3. Научиться технике использования горчичников и накладывания компрессов.

4. Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

— Сейчас проведем разминку и проверим уровень ваших знаний о болезнях органов дыхания.

— Назовите органы дыхания.

Что бы разгадать кроссворд, вы должны по симптомам определить название болезни.

1. Вызывает воспаление слизистой оболочки трахеи ( Трахеит)

2. Заболевание, которое вызывает воспаление плевры. Наблюдается боль вовремя глубокого дыхания, кашля. ( Плеврит)

3. Острое, инфекционное заболевание, которое вызывает воспаление легких.

4. Возбудителем этого заболевания является палочка Кока. ( Туберкулез)

5. Воспаление бронхов с поражением слизистой оболочки. ( бронхит)

6. Эту болезнь вызывают микроскопически малые вирусы. ( Грипп)

— Назовите ключевое слово кроссворда. ( Болезнь )

— Эти болезни являются причиной заболевания, каких органов?

А) Индивидуальная работа с карточками. Учащиеся работают самостоятельно.

Б) Групповая работа.

Сейчас проверим, как вы в группах самостоятельно подобрали и проработали материал о гриппе и подготовили вопросы по этому материалу.

( Учащиеся из каждой группы читают подготовленный материал и обсуждают с помощью вопросов )

Проверяю работу с карточками.

— Какие органы дыхания вы выбрали и подчеркнули?

Предлагаю учащимся написать на маленьких сердечках пожелания больным людям и поддержать их в трудную для них минуту. Эти пожелания крепим к большому « сердцу пожеланий» и передаем его в больницу больным людям.

Повторить слова: вакцинация, прививки, иммунитет.

Профилактика заболеваний органов дыхания.

1. В период эпидемии необходимо проводить соответствующую вакцинацию ( противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную). Объясни.

2. В это время не желательно посещать людные места ( концертные залы, театры, и т. д.) Объясни почему?

3. Придерживайся правил личной гигиены. Каких?

4. Не уклоняйся от диспансерного обследования. Почему?

5. Повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям с помощью закаливания, физической нагрузки, витаминного питания. Зачем?

Учащиеся работают парами, читают и объясняют прочитанное.

Разучиваем упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.

5 Работа с газетой « Лекарственные растения».

Для народных методов лечения в первую очередь относится лечение лекарственными растениями. Давайте рассмотрим лекарственные растения и вспомним, какие болезни можно ими вылечить? ( мать-и-мачеха, зверобой, черника, ландыш и т.д.)

6. Работа с натуральными объектами.

Предлагаю учащимся рассмотреть натуральные лекарственные растения и приготовить лечебное средство.

А) Приготовление лекарственного чая с липой, калиной, шиповником, чабрецом.

Б) Приготовление сиропа с черной редькой.

В) Приготовление витаминного средства с калиной, лимоном, шиповником.

Г) Использование лука, чеснока, алое, каланхое.

Д) Ингаляции. ( показываю ингалятор и объясняю как им пользоваться).

7. Практическая работа.

Накладывание горчичников и компрессов.

Выполняем практическую работу с помощью инструкционных карт.

1. Прочитаем последовательность накладывания горчичников.

Ученик на муляже показывает как нужно поставить горчичники.

2. Прочитаем о последовательности накладывания компрессов.

Определяемся, что нужно взять для накладывания компресса. Ученик выполняет накладывание компресса на муляже.

Работа с карточками в группах.

Разложите карточки в правильной последовательности ( накладывание горчичников и компрессов). Дети выполняют работу самостоятельно в группах. Проверяем выполненную работу.

Стр. 84-86 читать и с помощью карточек записать несколько методов лечения органов дыхания. Индивидуальная работа: читать стр.84-86 и списать с карточек один метод лечения.

— Назовите тему конференции.

— Чему вы научились во время конференции?

— Справились ли мы со всеми задачами, которые перед нами стояли?

3. Огласить и прокомментировать оценки.

Молодцы, вы хорошо работали, получили много знаний о народных методах лечения органов дыхания, поэтому вы заслуживаете на звание « Народный целитель».

Разработка урока по ИКБ на тему «Народная медицина башкир» (5 класс)

Столичный учебный центр
г. Москва

Выбранный для просмотра документ narodnaya-meditsina.docx

Тема: Народная медицина башкир. (Сюжетно-ролевая игра).

Цель урока : познакомить учащихся с историей народной медициной башкир.

Обучающие: научить применять народные методы лечения;

Развивающие: повышать познавательную активность учащихся, прививать интерес к предмету;

развивать творческие способности учащихся, предлагая им роли в сюжетно — ролевой игре;

Воспитательные: прививать навыки самостоятельной работы при изучении нового материала; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Добрый день,ребята! Я рада вас сегодня видеть здоровыми. красивыми. веселыми. Почему в первую очередь я сказала здоровыми?

-Да, для человека самое главное-это здоровье. А что мы делаем когда болеем? (Обращаемся к врачу, покупаем и принимаем лекарства).

-А что если лекарства не помогают нам?( Ответы детей).

слайд «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа».

— Античный афоризм гласит: «Кого не излечивают лекарства, излечивает природа». И это абсолютно верно! Сколько людей, отчаявшись получить излечение от официальной медицины, обращались за помощью к природе? К травам, и получали исцеление!

-Как вы думаете какая сегодня тема? (ответы).

-Сегодня мы с вами поговорим о разнообразии, пользе и применении народной медицины, а также обменяемся рецептами.

— Записываем тему урока: «Народная медицина башкир» слайд.

-А что такое народная медицина?

Наро́дная медици́на —знания собранные народом о болезнях , методах и средствах лечения, которые передаются из поколения в поколение.(слайд)

На рубеже XXI века при таком разнообразии лекарственных средств, находящихся на витринах аптек, и такой рекламе по телевидению и средств массовой информации человек совсем забыл о том, что аптечка-то вокруг нас.

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку.

Ты прими хоть сто пилюль,

Всё равно здоровью нуль.

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и небосводы-

И ты практически здоров.

— Сегодня у нас в гостях:

Доктор исторических наук Паньков Кирилл…….

Народный врачеватель, лекарь…………………………..

2.Основная часть. Работа по новой теме.

-Уважаемый Кирилл …………, не могли бы вы пояснить , как возникла народная медицина и что она собой представляет?

2.1 Народная медицина.

Доктор исторических наук.

Как известно, до XVIII века на территории Южного Урала лечебные учреждения отсутствовали. Однако сохранение здоровья человека занимало главное место в жизни башкир с древнейших времён. Старейшины, аксакалы рода хорошо понимали, что нездоровый мужчина не способен защищать род от вражеских набегов. Больная женщина также не в состоянии оставить здоровое потомство. Поэтому люди испокон веков пользовались услугами народных врачевателей. Народ знал целебные свойства различных трав, водных источников, минералов. Он хорошо усвоил лечебные возможности продуктов питания, получаемые от домашних животных, диких зверей и насекомых.

Поэтому люди очень умело пользовались дарами природы в народной медицине. Способы и приёмы лечения болезней и сохранения здоровья с использованием даров природы и внушений (заговоры, заклинания, молитвы), а также богатого опыта табибов называют народной медициной. Из народа выделялись умельцы – табибы.

Слайд: Табиб- народный врачеватель, знахарь ,лекарь.(записать в тетрадь)

Среди них были и костоправы, и травники, и лекари – маги, и повивальные бабки .Знания и большой опыт этих народных врачевателей передавался из поколения в поколение. Табибы хорошо знали о том, что многие болезни возникают в результате нарушения питания, переохлаждения, тяжёлой работы и нервных расстройств. Им были известны также наследственные и инфекционные болезни. И чем бы ни занимались табибы, им всегда на помощь приходила природа.

Если кто- то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит, нас природа ждёт.

-Спасибо большое за полезную информцию. А мы продолжим работу. Внимательно слушайте и смотрите, о чем расскажут ребята.

2.2 Лечебные средства.

Автор. Однажды случилась такая история. Пошла Алина после обеда к речке понежиться под солнышком на тёплом песочке, где ждали её подруги. Нужно было пройти узенькой тропкой через луг, покрытый разными полевыми цветами и травами. В одном месте тропинка проходила рядом с лопухом, который широко раскинул огромные листья и серые круглые колючки. Алина не заметила лопух и коснулась его. Тут же около десятка колючек вцепились в Алинино платье. Алина дёрнулась, от резкого движения Алина задела высокую крапиву, которая рядом росла, и почувствовала острую боль.

Рассердилась Алина и решила отомстить обидчикам. На лугу она увидела высохшую ветку ивы и — к ней. Но, как назло, длинный и жёсткий стебель подорожника хлестнул её по ногам. «Этого мне только не хватало» — подумала Алина и рассердилась ещё сильнее. Несколько раз хлестанула по стеблю и листьям подорожника, потом подошла к лопуху и крапиве и стала хлестать их, приговаривая:

Алина. Вот вам, вот вам! Не цепляйтесь и не кусайтесь больше!

Автор И пошла к речке.

Другие публикации:  Анис лечебная трава

Возвращаясь, домой Алина услышала голоса. Это заговорили растения

Лопух . Ну, что, друзья мои, крепко нам сегодня досталось от девчонки? Конечно, она ещё маленькая и ничего про нас не знает. Но всё же обидно ни за что ни про что получить палкой. Я ведь не виноват, что тропа проходит совсем рядом со мной. Куда мне деть свои большущие листья? А колючки мои совсем не царапаются. Подумаешь, прицепились к платью. Так уж я устроен, что в колючках спрятаны сладкие семена, и с помощью колючек я их оберегаю от птиц, которые с удовольствием эти семена склевали бы.

Крапива. Недаром люди называют тебя лопухом или репейником – слишком ты прост и наивен. Растёшь без всякой пользы, где попало, только людям мешаешь. Вот я – крапива двудомная – самое полезное растение. Правда, боятся меня и взрослые и дети, потому, что могу обжечь, или, как говорят люди, – укусить. Большинство думает, что я злая и вредная, что только и мечтаю кого-то куснуть. И лишь немногие знают, что я очень добрая и помогаю людям.

Подорожник . Ну, насчёт полезности, ты бы, крапива помолчала. Уж если кто и полезен, так это, несомненно, я – обыкновенный подорожник. Точнее — Подорожник Обыкновенный — как по научному называют меня люди. Недаром меня знают уже более 3000 лет как одно из самых древних на Земле лекарственных растений. Кто из вас может похвастать такой же известностью? То-то и оно. Меня собирали ещё древние китайцы, римляне и греки и в качестве лекарства применяли великие врачи Гиппократ и Авиценна …

Лопух. Ты чего так расхвастался, подорожник? Меня, лопуха, тоже знают в разных концах света. В Японии, например, меня считают вполне огородной культурой и используют молодые листья для приготовления салатов и супов, а корни употребляют в пищу сырыми, варёными, печёными, жареными и кладут в суп вместо картофеля. И в Австрии меня знают, и в Китае тоже.

Крапива. Ой-ой-ёй, разошлись оба! Я, крапива, не менее вас ценный пищевой продукт. Во мне знаете сколько витаминов С, К, В2, каротина, соли железа, калия, кальция, серы, сахара и белка? Это я по научному выражаюсь, вам лопухам не понять. Если проще сказать, то из моих молодых побегов и листьев варят вкусные щи и готовят салаты. Из моих майских побегов даже приготавливают настойку здоровья, которую люди пьют по чайной ложке натощак до еды и перед сном и становятся бодрыми и здоровыми. Надо только знать, как правильно приготовить эти блюда и настойки. Кроме того, свежим соком из моих листьев укрепляют волосы и заживляют раны, а если его пить, то можно изгонять камни из почек и жёлчного пузыря. Ещё я помогаю лечить туберкулёз, бронхиальную астму, аллергию. Легче перечислить болезни, при которых меня не употребляют. У меня всё идёт в дело: корни, стебли, сок и листья. Вот так-то, мальчики.

Лопух. Ну, меня-то, крапива, ты ничем не удивила. Люди тоже используют мои корни, листья, молодые стебли, сок и даже семена. И почки лечат, и гастриты, и язвы желудка и двенадцатипёрстной кишки, и боли в суставах. Моими настоями и отварами чистят кровь, выводят гнойники, фурункулы и разные кожные болезни, укрепляют волосы, лечат сахарный диабет и пользуются в качестве противоядия при укусах насекомых и ядовитых змей. Думаю, что и от твоих противных крапивных укусов я сумел бы людям помочь. Так что не такой я простой лопух, как ты думаешь. Это подорожник…

Подорожник. Что подорожник, ну, что подорожник? Знаете ли вы, что нас, подорожников 250 видов, и большинство годится для человеческого питания? Из молодых моих листочков варят супы, готовят салаты, винегреты, гарниры к мясным и рыбным блюдам, а семена употребляют как приправу. А сколько лечебных соков, отваров и настоев знатоки готовят из моих листьев и стеблей и потом лечат ими головную и зубную боль, болезни ушей и глаз, острые респираторные заболевания (ОРЗ) и бронхиты, дизентерию, язвенную болезнь желудка и двенадцатипёрстной кишки, заживляют раны при ушибах, порезах, ожогах, фурункулах и язвах и останавливают кровотечение. Когда-то порошок из моих сухих листьев применяли даже для лечения сибирской язвы. Я могу долго ещё перечислять свои великолепные качества, и ты, крапива, против меня — бесполезный сорняк.

Крапива . Что-то и, правда, мы с вами сегодня расхвастались не в меру. Наверное, каждому захотелось высказаться от обиды на девочку, которая нас днём палкой побила. Друзья мои, лопух и подорожник, все мы очень людям полезны, жаль, что не многие знают об этом, особенно дети. Может когда они про нас больше узнают в школе, не будут нас забавы ради рвать и бить палками, а наоборот, начнут уважать и собирать в качестве лекарственных трав. А мы уж постараемся отдать людям все свои лечебные свойства и помочь им в трудную минуту.

Лопух . Правильно говоришь, крапива. Ну, а я буду впредь внимательнее и девчонок постараюсь не цеплять колючками. А девчонку надо простить. Как думаешь, подорожник?

Подорожник . Я ду Я думаю, надо учесть, что она всего лишь пятиклассница и мало что о нас знает. Давайте её простим .

Учитель . О чем узнала Алина из разговора. О полезных свойствах каких растений. (Крапива,лопух,подорожник)

У каждого на парте лежит таблица, которую к концу урока вы должны заполнить.

В 1 колонке таблицы записываем. (Крапива,лопух,подорожник)

-.Именно эти лекарственные растения применялись в народной медицине башкир. Кроме них широко использовались • (слайды)

• Можжевельник (артыш). .башкиры употребляли можжевельник для окуривания больных детей. Он помогал при судорогах, боли в суставах .

Артыш в переводе с монгольского языка означает «лекарство против страха» или магическое растение, защищающее от злых людей. башкиры широко применяли можжевельник в качестве отпугивающего и отгоняющего средства всех злых духов .

• Девясил (андыҙ). употребляют как отхаркивающее средство при хронических заболеваниях дыхательных путей (бронхиты, трахеиты, пневмония и др.),при заживлении ран, а также при слабости, истощении.

• Душица (мәтрүшкә). Существовала поговорка :»душица целебна от 70 недугов»

• Зверобой (һары мәтрүшкә). Он известен как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное, обезболивающее, ранозаживляющее средство.

• Валерьяна (бесәй үләне). обладает успокаивающим действием.

Даже в пище башкиры стремились использовать травы, которые богаты витаминами

Учитель: Итак,как назовем 1 раздел народной медицины. (Лекарственные растения)

-Теперь обратимся к так называемым средствам животного происхождения. Например, Кумыс. (Заполняем вторую колонку таблицы)

• Кумыс. кумыс – напиток, который готовили из кобыльего молока. Башкиры пили кумыс при самых различных недугах.Если при тяжелых состояниях больного не помогал даже кумыс, говорили о его безнадежности. Сейчас лечат кумысом в санаториях «Шафраново» , им.С.Т.Аксакова , «Глуховская» , «Юматово»

— Какие еще средства животного происхождения можете назвать?(слайд)

• Корот. — сухой молодой сыр ., применяется при простудных заболеваниях, тошноте, потере аппетита, укусе змеи.

• Мёд. Он собирается с растений, которые являются природным лекарственным сырьем. он содержит порядка 400 веществ и соединений, жизненно необходимых человеку для полноценной деятельности организма. В народе мед не зря называют «жидким золотом», ведь он – лекарство от многих болезней.

• Конское и гусиное сало. Употребляли при простуде: принимали внутрь и растирали тело или область груди.

• Мясо и сало барсука. Считалось целебным при туберкулезе.

Мы знаем, что движение – жизнь. Давайте подвигаемся

2.3 Народное врачевание.

— И сегодня своими знаниями, опытом поделятся народный врачеватель, лекарь ………………..Предоставим ей слово.

В народной медицине башкиры умело применяли растительные припарки.Для этого использовались различные травы, листья деревьев, кустарников.Особенно ценились листья осины. Кроме того , в припарки добавляли душицу,чабрец, хвою можжевельника,которые высоко ценились в народной медицине башкир.

Причины многих болезней переохлаждение..При заболеваниях органов дыхания в результате простуды нужно обязательно прогреть ноги.Парить ноги можно в бане или становиться на нагретый камень, песок,кирпич.

Очень популярны сейчас такие методы народного врачевания как массаж и баня.

В народной медицине башкир известно использование пещерного воздуха, в частности,пещеры Шульганташ. (слайд пещера Шульташ)Пещерным воздухом лечили одышку,приступы удушья, хронический насморк.Лечение продолжалось до 7 дней.

Теплом исходящим из горы Янгантау,(слайд горы Янгантау) лечили болезни костей,суставов,мыщц.Способ лечения был очень простой:для этого на склоне горы рыли углубление и туда помещали больного.

— Спасибо. А вы,ребята записывайте в 3-юю колонку(слайд):припарки,массаж,баня.

Существует легенда о горе Янгантау. О ней нам расскажет Рустам.( Рассказ ученика Легенда о горе Янган-тау)

есть легенда, что когда-то старый пастух-башкир пас стадо овец и его застала сильная гроза. Он нашел яму под корнем векового дерева и залез туда. Из ямы поднимался пар и там было тепло и сухо. Пастух так и уснул пригревшись. А когда проснулся, с удивлением обнаружил, что одежда его давно просохла, а со дна расселины поднимается теплый пар. Запомнил пастух гостеприимное местечко и стал частенько наведываться сюда погреть старые кости. Через несколько дней он заметил, что у него перестали болеть руки и ноги. Кажется и морщины куда-то исчезли. Так и разошлась в народе молва об удивительной горе, способной обогреть и вселить надежду. С тех пор гора поменяла имя: вместо Беркутовой (Каракош-тау) стала называться горящей – Янган-Тау
-Итак, Прекрасную природу нашей республики не случайно называют кладовой здоровья. В Башкортостане растут травы, применяемые в народной медицине почти от всех болезней. Для лечения заболеваний башкиры пользовались различными средствами: лекарственными травами, средствами животного происхождения, использовали припарки.

— В память о нашей встречи я бы хотела оставить памятки “Как

правильно собирать лекарственные растения не нанося вред природе?”.

Ребята, помогите мне раздать памятки. (Учащимся раздаются памятки)

1. Лекарственные растения собирают в солнечную,сухую погоду: листья и стебели погоду – во время цветения. Цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

2. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения .

3. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

4. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

5. Нельзя растения выдёргивать, их можно срезать ножом. Корни надо выкапывать.

6. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

7. Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например:ромашку, шалфей,валериану,тыся челистник, пустырник.

8. В природе встречаются растения.которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать.Они ядовиты!

9. Растительные яды в малых дозах используется как лекарство.

Книжная выставка . Ребята,про лекарственные растения вы узнаете ещё глубже прочитав книги ,которые есть у нас в библиотеке

— Естественно,не всё в народной медицине можно принять в настоящее время.В народных способов лечения немало архаичного, представляющего лишь исторический интерес.В то же время многие средства и методы лечения не противоречат современной медицине.

3.Работа по учебникам. А теперь предлагаю вам поработать с материалами учебника на 62 странице вы найдёте пословицы и поговорки о народной медицине башкир.

Задание: прочитать их и обьяснить значение.

4.Закрепление. Работа в тетрадях . Подставить пропущенные слова. прочитать. Взаимопроверка, оценивание. За каждое правильное предложение 1 балл.

1.Кого не излечивают лекарства, излечивает …….

3. ………хорошо знали о том, что многие болезни возникают в результате нарушения питания, переохлаждения, тяжёлой работы и нервных расстройств.

4.При заболеваниях органов дыхания в результате простуды нужно обязательно прогреть ……

5..Янган тау-это …… гора.

Слова для справок: аптечка, природа, горящая, ноги, табибы.

1.Я сегодня узнал…..

-Описанными способами лечения башкирская народная медицина далеко не исчерпывается. В памяти народа хранится еще множество способов лечения различных заболеваний, начиная от простуды и до тяжелых раковых заболеваний. Секреты изготовления некоторых снадобий бережно передаются из поколения в поколение. На следующем уроке мы продолжим эту тему.

5.Домашнее задание: Узнать у своих бабушек, родителей какими средствами народной медицины пользуется ваша семья и поделиться рецептами.

И хочется закончить урок стихотворением Руслана Саяхова

Если хочешь быть здоров,

Обойтись без докторов

Ешь почаще лук, чеснок,

Ведь от них большущий прок!

Если ты поранил ногу,

Не тревожься, не реви,

Подорожник на подмогу-

Ты к себе скорей зови!

Выбранный для просмотра документ Кого не излечивают лекарства,.ppt