Лечебные сыворотки биология 8 класс

Автор: | 20.09.2018

Гдз Драгомилов А.Г. к учебнику по биологии 8 класс

Издательство: Вентана-Граф

решебник / параграфы / §15

Гдз Драгомилов А.Г. к учебнику по биологии 8 класс параграф 15

§ 15. Иммунитет

Вопрос 1. Что такое иммунитет? Перечислите органы иммунной систе¬мы. Сравните клеточный и гуморальный иммунитет.

Иммунитетом называют способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них. К иммунной системе относятся костный мозг, где формируются клетки крови, вил очковая железа (тимус), лимфатические узлы, селезенка, скопление лимфоидной ткани по ходу дыхательных путей и органов пищеварения. В последних созревают лимфоциты, образовавшиеся в костном мозге. Функции лимфоцитов тимуса и лимфатических узлов несколько отличаются и дополняют друг друга. Различают клеточный иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки, например фагоциты, и гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител — химических веществ, доставляемых кровью. Клеточный иммунитет был открыт И.И. Мечниковым, а гуморальный — П. Эрлихом. Нобелевская премия была присуждена им обоим.

Вопрос 2. Как вакцины были созданы для предупредительных прививок?

Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана замечательным французским ученым Луи Пастером, в лаборатории которого долгое время работал И.И. Мечников. Луи Пастер высказал идею, что если заразить человека ослабленными микробами, которые вызовут легкое заболевание, то в дальнейшем этой болезнью человек не заболеет. У него выработается иммунитет, и его лейкоциты и антитела легко справятся с возбудителями. На эту мысль его натолкнули работы английского врача Э. Дженнера. Этот скромный сельский врач избавил человечество от оспы, страшной болезни, которая не только обезображивала лица людей, но и уносила много жизней. Дженнер заметил, что оспой болеют не только люди, но и коровы. На вымени их образуются пузырьки, похожие на оспенные. Во время дойки жидкость, содержащаяся в этих пузырьках, часто втиралась в кожу людей, но доярки редко болели оспой. Как выяснилось впоследствии, мельчайшие микроскопические существа — вирусы, вызывающие оспу коров, несколько отличаются от тех вирусов, которые поражают человека. Однако иммунная система человека реагирует и на них. Дженнер привил жидкость, взятую из оспинок коров, здоровому мальчику, а через некоторое время привил ему человеческую оспу. Но мальчик не заболел. В его организме после прививки выработались антитела, которые защитили его от болезни. Жидкость, содержащую ослабленные микробы или их яды, стали называть вакциной.

Вопрос 3. Чем лечебная сыворотка отличается от вакцины?

Вакцины делают для профилактики заболевания, они содержат ослабленного или убитого возбудителя или его части и ВЫЗЫВАЮТ ВЫРАБОТКУ антител, что в дальнейшем предотвращает развитие заболевания или, если заболевание все-таки произошло, от осложнений. Лечебная сыворотка уже СОДЕРЖИТ антитела и применяется при начале заболевания.

Вопрос 4. Какая разница между активным и пассивным иммунитетом? Какой из них действует более длительное время?

Активный иммунитет — после перенесенного заболевания или вакцинации. Пассивный — когда заболевшему вводят уже готовые антитела: сыворотки, молоко матери. Активный действует более длительно.

Конспект урока биологии по теме «Иммунитет. Виды иммунитета». 8-й класс

Разделы: Биология

Цель урока: ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом.

Задачи:

    Образовательные: раскрыть понятие иммунитет, познакомить с механизмом действия иммунитета, обосновать необходимость вакцинации.
  • Воспитательные: сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.
  • Развивающие: Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию.

Оборудование: портреты Л. Пастера, И.И. Мечникова, самодельная схема “Иммунитет”, календарь прививок, слайдовая презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

I. Организационный момент

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Это слова выдающего русского физиолога И.И. Мечникова.

Было много вопросов, на которые человечество не могло дать ответы. Люди не могли понять, почему два человека находятся одинаковых условиях, где существует возможность заразиться инфекцией, но один из них заболевает, а другой нет. Чем это можно объяснить?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробует найти ответ на этот вопрос, и рассмотрим значение защитных механизмов нашего организма.

При изучении новой темы нам нужны знания о составе крови и о форменных элементах крови.

II. Проверка пройденного материала

Учитель проводит фронтальную беседу по пройденному материалу. В ходе, которой на экране проектируются вопросы.

III. Усвоение новых знаний

1. История открытий.

Учитель: Инфекционные заболевания известны давно. Многие десятилетия человечество пыталось бороться с этими болезнями. Один из первых, кому удалось это сделать, был ЭДУАРД ДЖЖЕНЕР.

Сообщение учащегося. Слайд №4

Эдвард Дженнер — английский врач и изобретатель вакцины от черной оспы.

Учитель: Дело Эдварда Дженнера продолжил Луи Пастер. Лиу Пастер первый понял, что возбудителями инфекционных заболеваний являются микробы и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило не болеет этой болезнью больше.

Сообщение учащегося. Слайд №5. Слайд №6

Луи Пастер — французский химик, величайший исследователь.

Учитель: Ребята, вы видите портрет И.И. Мечникова. Почему его портрет находится рядом с портретами Джженера и Пастера?

(Учащиеся высказывают свои предположения.)

Учитель: Пастера и Мечникова считают основоположниками науки иммунологии.

Иммунология – раздел медицинской науки о невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям, его защитных механизмах.

Наш организм способен защищать себя от вредных воздействий микроорганизмов. Проникнув в организм, они встречаются с его защитными силами – иммунитетом.

Учитель: тема нашего урока ИММУНИТЕТ.

Вы с вами рассмотрим виды иммунитета, выясним роль форменных элементов крови в формировании иммунитета.

Учитель: Иммунитет – способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов.

Мы с вами уже изучили явление фагоцитоза, но существует еще один путь защиты.

Суть его в том, что в ответ на появление чужеродных соединений в организме выделяются защитные вещества, которые ликвидируют чужеродные соединения.

Учитель: чужеродные вещества называются антигенами (это микроорганизмы, вирусы и любые клетки, состав которых отличаются от состава собственных клеток организма.

Против антигенов вырабатываются антитела.

Антитела – синтезируются специальными клетками — лимфоцитами.

В организме существует несколько видов лимфоцитов.

Учитель: Каждый вид антитела способен нейтрализовать строго определенный антиген, именно тот, который обнаружил Т – лимфоцит.

(на доске проектируется избирательность антитела)

Учитель: Когда антиген попадает в организм вторично, антитела вырабатываются быстрее. Это явление называют иммунная память. Говорят – выработался иммунитет.

Разработка урока биологии по теме «Иммунитет»

Разделы: Биология

Цели урока: сформировать у учащихся понятия иммунитет, вакцина, лечебная сыворотка, аллергия.

Образовательные: познакомить учащихся с защитными свойствами организма, видами иммунитета, способами защиты от различных инфекционных заболеваний.

Развивающие: развитие умения обобщать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы.

Воспитательные: воспитание санитарно-гигиенических навыков.

Оборудование: таблица “Кровь”, портреты И. И. Мечникова, Луи Пастера, Э. Дженнера, учебник для 8-го класса под редакцией Сонина Н. И.

1. Организационный момент. (2 минуты)

2. Проверка домашнего задания. (5 минут)

3. Изучение нового материала. (30 минут)

4. Закрепление изученного материала. (5 минут)

5. Подведение итогов урока. (2 минуты)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Организационный момент (2 минуты)

  • Приветствие.
  • Подготовка класса к работе.
  • Наличие учащихся.
  • Проверка знаний учащихся (5 минут)

    Вопросы для проверки знаний учащихся на базовом уровне (с выбором одного правильного ответа)

    1. Плазма крови составляет:

    2. Верхний слой отстоявшейся крови состоит из:

    а) тканевой жидкости в) форменных элементов

    б) плазмы г) плазмы и форменных элементов

    2. По форме эритроциты человека являются:

    а) мелкими круглыми клетками; в) двояковогнутыми дисками

    б) большими клетками разной формы; г) овально-вогнутыми клетками

    4. Продолжительность жизни эритроцитов составляет:

    а) около 4 суток; в) несколько лет;

    б) 2 суток; г) 120 дней

    Другие публикации:  Народное лечение бесплодия

    5. Функции лейкоцитов крови:

    а) транспорт газов; в) участие в свертывании крови;

    б) участие в фагоцитозе; г) участвуют в транспортировке кислорода

    6. Кровь от массы тела человека составляет почти:

    7. Сыворотка крови – это:

    а) плазма крови без фибриногена; в) форменные элементы крови;

    б) плазма крови; г) плазма крови с форменными элементами

    8. Форменные элементы крови образуются в:

    а) красном костном мозгу; в) печени и селезенке;

    б) желтом костном мозгу; г) в желтом и красном костном мозгу

    9. Кровь – это ткань:

    а) соединительная; в) мышечная;

    б) эпителиальная; г) жировая

    10. Фибриноген – это:

    а) белок плазмы крови; в) гормон надпочечников;

    б) фермент слюны г) форменный элемент крови

    Вопросы для проверки знаний учащихся на повышенном уровне

    1. Каким клеткам – эритроцитам или лейкоцитам – соответствуют приведенные в таблице данные? Обозначьте свой ответ знаком “+”.

    Диаметр 2-14 мкм

    В 1 мм 3 крови 4,5 – 5 млн. клеток

    Форма двояковогнутого диска

    2. Выберите из перечня функций те, которые отвечают указанным в таблице компонентам внутренней среды, и впишите в таблицу соответствующие им буквы.

    Компоненты внутренней среды

    1. Эритроциты
    2. Лейкоциты
    3. Тромбоциты
    4. Плазма
    5. Лимфа
    6. Тканевая жидкость

    А. Свертывание крови.

    Б. Перенос лимфоцитов, защитная.

    Г. Транспорт кислорода.

    Д. Поддержание постоянства внутренней среды организма

    Е. Связь между клетками, транспорт веществ

    3. Заполните таблицу, выбрав соответствующие характеристики клеток крови и обозначив их в таблице знаком “+”.

    Образуются в красном костном мозгу

    Образуются в селезенке

    В 1 мм 3 крови 4,5 – 5 млн.

    В 1 мм 3 крови 6-8 тыс.

    В 1 мм 3 крови 300-400 тыс.

    Вопросы для проверки знаний учащихся на высоком уровне

    1. Почему в легких кровь приобретает алый цвет?

    2. Какие особенности эритроцитов обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение гемоглобина кислородом?

    3. В чем проявляется взаимосвязь строения и функций лейкоцитов?

    4. Докажите, что воспаление – это защитная реакция организма.

    Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели, задач урока.

    Ответьте на вопрос: почему с наступлением холодов одни люди успевают несколько раз переболеть простудными заболеваниями, а другие не вспоминают о них годами?

    Сегодня на уроке вы познакомитесь с защитными свойствами нашего организма, узнаете о способах защиты от различных инфекционных заболеваний.

    Изучение нового материала (30 минут): Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами – бактериями, вирусами. Они встречаются повсюду – в воде, почве, воздухе и т.д. Но человек при этом не обязательно заболевает. Каким же образом организм человека защищается?

    Первыми на пути микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для микроорганизмов вредных для здоровья. Если же патогенный микроорганизм проникает в организм, то в борьбу вступают другие “защитные силы” — фагоцитоз. (Вспомните, что такое фагоцитоз? Кто его открыл?). Однако решающую роль в борьбе с инфекциями играют особые вещества – антитела.

    Антитела – это белковые соединения, синтезирующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ и микроорганизмов.

    Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител.

    В организме человека вырабатывается особый вид лейкоцитов – лимфоциты.

    Естественная защита от патогенных микроорганизмов:

    1. Кожа и слизистые оболочки.
    2. Фагоцитоз.
    3. Антитела.

    Иммунитет – способность организма распознавать и обезвреживать чужеродные вещества или живые клетки и организмы.

    Термин “иммунитет” происходит от лат. immunitas – избавление, освобождение от чего-либо (в Древнем Риме это слово означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы).

    Иммунитет бывает нескольких видов. (учащимся предлагается самостоятельно изучить материал учебника на стр. 122 и выполнить задания.

    Задания базового уровня: составить схему.

    Задания повышенного уровня: составить таблицу.

    Задания высокого уровня: используя дополнительный материал, подготовьте сообщение о работах Э. Дженнера и Л. Пастера, заболевании СПИДом.

    После завершения работы проверяется правильность выполнения задания.

    Вырабатывается в результате перенесенного заболевания

    Вырабатывается в результате введения вакцины

    Вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки

    В течение жизни

    а) краткосрочный (грипп)

    б) долгосрочный (дифтерия)

    на период болезни

    Вакцина – это убитые или ослабленные микроорганизмы.

    Лечебная сыворотка – сыворотка крови, содержащая антитела к возбудителям инфекционных заболеваний.

    В течение многих веков от таких болезней, как чума, холера, черная оспа, люди гибли десятками тысяч. Они не знали, как спастись от массовых заразных заболеваний – эпидемий. Казалось невозможным остановить распространение эпидемий, которые быстро охватывали большие территории, перебрасывались из страны в страну.

    Сообщение учащегося об открытии вакцины Э. Дженнером

    В 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней – натуральной оспы. При натуральной оспе кожа покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. В то время оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда оставались рябыми, а нередко и слепыми. Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею повторно – становиться к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доярки на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные – это так называемая коровья оспа. Это навело Дженнера на предположение, что коровья оспа – легкая форма человеческой. При дойке больных коров в трещины кожи на руках доярок попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевшей. Вот почему доярки не восприимчивы к натуральной оспе. Но предположение надо было проверить на практике. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.

    Сообщение учащегося о вкладе Луи Пастера

    Сделать выдающееся открытие ученому помогла чистая случайность. Культуру возбудителя куриной холеры полагалось регулярно пересевать на свежий мясной бульон, в котором она охотно размножалась. Однажды Пастера отвлекли дела, и он забыл о ней на несколько недель, а обнаружив свою оплошность, полюбопытствовал: что произошло за это время с микробами? Выяснилось, что они потеряли способность убивать кур, но зато приобрели новое и очень ценное свойство: делали хохлаток невосприимчивыми к холере, подобно тому, как прививка коровьей оспы защищает людей от оспы натуральной. Так был найден популярный поныне способ предохранения от заразных заболеваний с помощью введения ослабленных возбудителей. Он оказался эффективным в борьбе со многими инфекциями и сыграл тем самым огромную роль.

    Следует знать, что иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми можно болеть много раз, как например ангиной. Важно помнить, что потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)

    Сообщение учащегося о СПИДе

    В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Возбудитель этого заболевания – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой, человеку абсолютно безопасны.

    Симптомы заболевания:

    • Слабость.
    • Истощение организма.
    • Длительная температура.
    • Воспалительные процессы.

    Пути заражения:

    • При переливании крови.
    • Через шприц.
    • Половой путь.
    • От матери новорожденному ребенку.

    Профилактика СПИДа:

    • Исключение случайных половых связей.
    • Использование для инъекций одноразовых шприцов.

    В связи с развитием научно-технического прогресса на человека оказывают влияние очень большое количество различных химических веществ, лекарственных препаратов и даже пищевых продуктов. Попадание некоторых этих веществ, в организм человека, может влиять на иммунитет, повышать чувствительность организма к ним в такой степени, что даже очень малые их количества могут вызывать сильные реакции. Состояние повышенной чувствительности называется аллергией.

    Другие публикации:  Народная медицина рецепты от отечности

    Аллергия – повышенная чувствительность организма к действию некоторых веществ или факторов внешней среды (называемых аллергенами).

    Признаки проявления аллергии:

    • Чихание.
    • Раздражение и отечность кожи.
    • Слезотечение.
    • Сильный насморк.

    Закрепление изученного материала (5 минут)

    Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений:

    1. Антитела – это чужеродные вещества, попадающие в организм человека.
    2. Т-лимфоциты сами находят бактерии и клетки, пораженные вирусами.
    3. Антитела выделяют эпителиальные клетки.
    4. Человек всегда заболевает при проникновении в его организм болезнетворных бактерий.
    5. Иммунитет делится на естественный и искусственный.
    6. Естественный иммунитет передается детям от родителей по наследству.
    7. Активный иммунитет вырабатывается в результате введения лечебной сыворотки.
    8. Вакцина – это культура ослабленных микроорганизмов.
    9. Первую прививку от оспы сделал Э. Дженнер.
    10. Аллергия – это отсутствие иммунитета.

    Подведение итогов урока (2 минуты)

    Домашнее задание (1 минута).

    Изучите текст учебника на стр.122 (учебник под редакцией Сонина Н.И., Сапина М.Р.).

    Список используемой литературы

    1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина “Человек” / авт.-сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.

    2. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина,

    А. Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – М.: Дрофа, 1997.

    3. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.

    4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.

    5. Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М. Дрофа, 2004.

    6. Федорова М.З., Воронина Г.А. Материалы курса “Наиболее сложные вопросы преподавания раздела “Человек и его здоровье”: лекции 1-4. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2009.

    7. Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта+, 2001.

    Урок биологии в 8 классе по теме: Иммунитет

    Столичный учебный центр
    г. Москва

    Углубить знания учащихся об иммунитете, инфекционных заболеваниях, лечебной сыворотке и вакцине, предупредительных прививках и аллергии.

    Формировать умения: самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

    Воспитывать гигиеническую культуру, убежденность в необходимости прививок, гордость за отечественную науку.

    Оборудование: И. К. Т., таблица «Иммунный ответ», портрет И.И.Мечникова.

    Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный

    I Оргмомент. Проверка списочного состава учащихся, готовности учащихся к уроку.

    II Проверка домашнего задания – словарный диктант. (На экране словарные слова для I и II варианта) Приложение 1.

    I вариант II вариант

    1. кровь малокровие

    2. фибрин фибриноген

    3. плазма сыворотка

    5.гемоглобин свертывание крови

    II Изучение нового материала

    Проблемный вопрос классу: Группа туристов, возвращаясь из похода, попала под дождь. Все перенесли это купание хорошо, и только один человек заболел. Что говорят обычно о таком человеке ? (Слабый иммунитет)

    Тема нашего урока – иммунитет (открыть тему урока на доске).

    Целеполагание. Что вы должны сегодня узнать и изучить? (Учащиеся высказывают свое мнение).

    Вступительное слово учителя (чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Пир во время чумы»)

    Ныне церковь опустела;

    Школа глухо заперта;

    Нива праздно перезрела;

    Роща темная пуста;

    И селенье, как жилище

    Тихо все. (Одно кладбище)

    Не пустеет, не молчит.

    Поминутно мертвых носят,

    И стенания живых

    Боязливо Бога просят

    Успокоить души их!

    Поминутно места надо,

    И могилы меж собой,

    Как испуганное стадо,

    Жмутся тесной чередой.

    Рассказ учащегося о тяжелых инфекционных заболеваниях – чуме, оспе и холере. Проецирование на экран рисунка оспенного больного. Приложение 2.

    Вопрос классу: Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии не могут уничтожить человечество?

    Защитные барьеры организма. Приложение 3.

    Кожа и слизистые оболочки.

    Запись в рабочую тетрадь на стр. 37, задание №94.

    Сообщение учащегося на тему «Защитные свойства крови».

    Вопрос классу: Что же такое иммунитет? Учащиеся говорят свои определения и сравнивают их с учебником на стр. 122.

    Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Запись определения в рабочую тетрадь на стр. 37.

    Вопрос классу: Каков физиологический механизм иммунитета? С какими клетками крови он связан? Учащиеся высказывают свое мнение.

    Просмотр отрывка видеофильма о лейкоцитах. (Учебный фильм по биологии, заголовок № 62).

    Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ.

    Антитела – это особые белковые соединения, образующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ.

    Вывод: фагоцитоз и выработка антител – единый защитный механизм, названный иммунитетом.

    Сообщение учащегося о И.И.Мечникове.

    Вопрос классу: Какие виды иммунитета существуют?

    Самостоятельная работа с учебником по заполнению схемы в рабочей тетради «Виды иммунитета»

    Проверка самостоятельной работы. Проецирование на экран приложения 4.

    Виды иммунитета

    врожденный приобретенный активный пассивный

    Вакцина – это культура ослабленных или убитых возбудителей болезни.

    Лечебная сыворотка – это готовые антитела из крови переболевших людей или животных.

    Рассказ учителя об английском враче Э.Дженнере, который первым произвел оспопрививание. Проецирование на экран рисунка — памятник Э.Дженнеру. Приложение 5.

    Введение и использование прививок для предупреждения инфекционных заболеваний принадлежит выдающемуся французскому ученому Луи Пастеру.

    Заключительное слово о СПИДе. (Вирус этого заболевания поражает иммунную систему человека и назван ВИЧ). Показ отрывка видеофильма.

    IV Закрепление. Работа с компьютером. Ответ на тест, 4 вопроса.

    V Домашнее задание: стр. 122, приготовить сообщение о переливании крови (по желанию).

    Выставление оценок за урок.

    Рефлексия: помогут ли знания, приобретенные на уроке, для сохранения здоровья?

    Конспект урока биологии, 8 класс по теме «Иммунитет». Урок проводится в теме «Внутренняя среда организма», после изучения состава крови, и групп крови. Данный урок имеет важное научное и практическое значение. Учит работе с дополнительными источниками.

    Вначале урока предусматривается работа с биологическими терминами в форме диктанта. Используемая технология на уроке — проблемный метод, использование ИКТ. Тематика урока предусматривает заранее подготовленные сообщения учащихся. На уроке отрабатывается умение работать с биологическими терминами.В конце урока подводится итог , предусмотрена рефлексия.

    • Герасимова Галина Павловна
    • 1134
    • 04.02.2015

    Номер материала: 364029

    ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

    Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

    • 04.02.2015
    • 690
    • 04.02.2015
    • 293
    • 04.02.2015
    • 4474
    • 04.02.2015
    • 887
    • 04.02.2015
    • 1825
    • 04.02.2015
    • 592
    • 04.02.2015
    • 590

    Не нашли то что искали?

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Иммунология на службе здоровья

    § 19. Иммунология на службе здоровья

    1. Чем занимается иммунология?
    2. Как появились вакцины и лечебные сыворотки?
    3. Чем искусственный иммунитет отличается от естественного?
    4. Отчего бывает аллергия?
    5. Что такое совместимость тканей и почему при переливании крови надо учитывать группу крови донора и больного?

    В настоящее время изучением иммунитета занимается наука — иммунология.

    Ее вклад в медицину, животноводство и другие отрасли народного хозяйства огромен, а начиналась она с довольно скромного эпизода.

    История изобретения вакцин.

    Первую вакцину изобрел английский ученый Эдуард Дженнер (1749—1823). Он заметил, что женщины, доившие больных оспой коров, у которых на вымени были оспенные пузырьки, гораздо реже болели натуральной оспой. Дженнер взял жидкость из оспенных пузырьков женщины, болевшей коровьей оспой, и перенес ее на оцарапанную кожу мальчика. Через некоторое время он заразил этого мальчика натуральной оспой, но мальчик не заболел. Дело в том, что вирус коровьей оспы, неопасный для человека, вызвал в организме пациента появление антител, нейтрализующих вирус черной оспы.

    Другие публикации:  Народные средства лечения лимфолейкоза

    Продолжил дело Э. Дженнера французский микробиолог Луи Пастер (1822—1895). Он первый понял, что возбудителями инфекционных болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что после перенесения болезни человек, как правило, не болеет. Пастер предположил: если удастся ослабить микроорганизмы настолько, чтобы они могли вызвать заболевание человека лишь в легкой форме, то человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным от микробов, вызывающих то же натуральное заболевание. Опыты подтвердили эту мысль.

    Препараты из ослабленных микробов Луи Пастер (или их ядов) стали называть вакцинами, (1822—1895) Что в переводе означает «коровьи», в память о первой вакцине, созданной Э. Дженнером. Процедура введения вакцины получила название прививка. После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца.
    Лечебные сыворотки. При введении вакцины организм самостоятельно вырабатывает антитела. При введении сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Особенно важно это в том случае, если заражение уже произошло.

    Кровь для лечебной сыворотки берут либо у человека, перенесшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют (рис. 48), вводя возбудителя инфекционного заболевания или же его токсин (яд). В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела – или антимикробные, или антитоксические. Например, противодифтерийная сыворотка — антитоксин. Ее получают путем введения в организм животного дифтерийного токсина.

    Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия (например, антидифтерийная сыворотка не предохранит от других инфекционных заболеваний).

    Естественный и искусственный иммунитет.

    Иммунитет может быть природный — естественный и искусственно созданный. Естественный иммунитет может быть подразделен на видовой, наследственный и приобретенный. Например, человек никогда не заболевает чумкой собак, потому что в человеческом организме нет условий для жизнедеятельности возбудителя этого заболевания. Это видовой иммунитет. Некоторые люди невосприимчивы к заболеваниям, которыми страдают другие люди. Это наследственный иммунитет. Наконец, есть иммунитет, приобретенный в результате перенесенного заболевания или же полученный грудным ребенком с молоком матери.

    Искусственный иммунитет может быть только приобретенным.

    Он активный, когда вводится вакцина и организм сам вырабатывает антитела, или пассивный, когда человеку вводят лечебную сыворотку, содержащую уже готовые антитела (см. схему).

    Повышенная чувствительность организма к некоторым факторам окружающей среды, например к продуктам питания, пахучим веществам, медицинским препаратам, предметам бытовой химии, называется аллергией.

    Вещество, вызывающее аллергию, называется аллергеном. Попавший в организм аллерген вызывает иммунную реакцию. Антитела прикрепляются к стенкам сосудов, к клеткам различных тканей и органов. При вторичном попадании аллергена в организм эти антитела образуют с ним комплексы антиген—антитело. При этом выделяются вещества, повреждающие клетки, к которым эти антитела были прикреплены. Возникают покраснение, зуд и другие признаки раздражения. Например, раздражение слизистой полости носа ведет к насморку и чиханию, раздражение слизистой бронхов — к кашлю и усиленному выделению мокроты.

    Аллергеном может быть цветочная пыльца, комнатная пыль, стиральные порошки, корм для рыб, шерсть собаки или кошки, антибиотики, выбросы городских и сельских предприятий.

    Попытки пересадить ткань от одного человека другому предпринимались давно. Однако даже при удачно сделанной операции пересаженная ткань через некоторое время отторгалась. Причиной была иммунная реакция. Чужая ткань по биохимическому составу несколько отличалась от ткани пациента, которому ее пересаживали. Этого было достаточно, чтобы некоторые химические соединения ткани воспринимались в организме как антигены.
    Чем меньше пересаживаемая ткань содержит антигенов, тем больше шансов, что она приживется. Поэтому первая задача хирургов — отыскать таких людей, у которых ткани были бы совместимы. Другой путь пересадки тканей заключается в подавлении иммунной реакции, используя специальные препараты.

    С проблемой тканевой совместимости медики столкнулись и при переливании крови, так как содержащиеся в эритроцитах чужой крови антигены разрушались антителами плазмы больного, если их кровь была несовместимой.

    Люди, дающие кровь, называются донорами, а получающие ее — реципиентами. Когда наследственный иммунитет реципиента и донора не совпадал, вводимые в организм больного эритроциты донорской крови разрушались и это приводило больного к гибели. Изучение переливания крови позволило открыть четыре группы крови. Они были обозначены римскими цифрами I, II, III, IV. Кровь разных людей одной группы крови всегда совместима. Кроме того, кровь I группы можно было переливать всем остальным группам без неблагоприятных последствий. Люди с I группой крови являются универсальными донорами, но им самим можно переливать кровь только их группы. Наряду с универсальными донорами имеются и универсальные реципиенты. Это люди, кровь которых принадлежит к IV группе. Им можно переливать кровь любой группы. Людям, имеющим кровь II и III групп, можно переливать кровь I группы и их собственной.

    В течение всей жизни человека его группа крови не меняется: антигены, присутствующие в эритроцитах, и антитела, находящиеся в плазме, постоянны в течение всей жизни.

    У многих людей в эритроцитах имеется белок, который получил название резус-фактор. Он обозначается символом Rh+. Впервые этот белок был обнаружен у обезьян вида макака-резус. Кровь людей, которые имеют его, называют резус-положительной, а кровь людей, в эритроцитах которых он отсутствует, — резус-отрицательной.

    Если человеку с резус-отрицательной кровью перелить резус-положительную кровь, в его организме начнется выработка антител против резус-фактора. При вторичном переливании резус-положительной крови человеку с резус-отрицательной кровью наступает иммунологический конфликт, возникают реакции несовместимости.

    Резус-конфликт может произойти и в том случае, когда мать резус-отрицательна, а отец резус-положителен. Если плод будет резус-положительным, то в организме матери начнут вырабатываться антитела, разрушающие резус-белок Rh+. При первой беременности может накопиться немного этих антител, и тогда родится нормальный ребенок. Но при повторной беременности, когда антител накопится много, про¬исходит резус-конфликт, сопровождающийся разрушением эритроцитов ребенка. Развивается гемолитическая болезнь, опасная для жизни новорожденного. С целью ее предупреждения всем беременным с резус-отрицательной кровью делают анализы для выявления антител к резус-фактору. В случае их наличия сразу же после рождения ребенку делают обменное переливание крови.

    Иммунология, лечебные сыворотки, предупредительные прививки (вакцины), антитела, антитоксины, естественный иммунитет: видовой, наследственный, приобретенный; искусственный иммунитет: пассивный, активный; аллергия, аллерген, тканевая совместимость, 1, II, III и IV группы крови, резус-фактор, донор, реципиент.

    1. Какова заслуга Э. Дженнера и Л. Пастера в изобретении вакцины?
    2. Почему прививка против кори не обеспечивает иммунитет к столбняку?
    3. Что такое аллергия и как она возникает?
    4. Почему тканевая несовместимость является препятствием при пересадке органов?
    5. Какие группы крови имеются у человека?

    Как можно объяснить конфликт между резус-положительным плодом и резус-отрицательным материнским организмом?

    1. На рисунке 48 показан процесс приготовления противодифтерийного антитоксина, состоящего из антител, нейтрализующих дифтерийный яд.

    Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

    Что находится в колбе, содержимое которой вводят лошади несколько раз, постепенно увеличивая дозу?
    Что происходит в организме лошади в ответ на введение этого вещества?
    Как обрабатывают кровь лошади, чтобы получить антидифтерийный антитоксин?
    В каких случаях применяют антидифтерийный антитоксин?
    Какой тип иммунитета вырабатывается у больного, которому ввели антидифтерийный антитоксин?

    Перепишите схему в тетрадь.

    Пометьте стрелочками, кому можно переливать кровь I, II, III и IV группы.

    Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.